ГРАЧЕВ А.Ф.
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Когда обрывается жизнь таких людей, как А.Ф.Грачёв, остаёшься с ощущением какой-то огромной несправедливости, хотя отдаёшь себе отчёт в том, что наше земное существование отнюдь не бесконечно и предел неизбежен. Но верить в эту неизбежность отказываешься не только сердцем, но и разумом.
Алексей Фёдорович умер 11 декабря 2013 года на 85-м году жизни.
Он был едва ли не самым популярным ярославским прозаиком того времени, когда литература была нужна государству, ценилась и оберегалась им. Того времени, когда художники слова были уважаемыми людьми, к ним прислушивались, ждали выхода книг, живых встреч в библиотеках, школах, техникумах, вузах, воинских частях и милицейских подразделениях.
Кстати, милицейская тема – основная в творчестве писателя А.Грачёва. Этим он гордился, дорожил, всячески развивал и проповедовал. Считался одним из немногих мастеров повествования о сложной, опасной, героической, а то и трагической работе «сыскарей» и других сотрудников, охраняющих общественный порядок, покой и жизнь советских граждан. Редкое торжественное собрание в ярославском УВД или райотделах обходилось без нашего писателя в качестве почётного гостя. Любили его чекисты, считали своим, дорожили каждой с ним встречей.
Никогда не забуду, как мастер пригласил капитана внутренней службы Гусева, только что получившего заветные корочки члена Союза писателей СССР, на литературный семинар в УВД. Видя мою растерянность, взял управление на себя. Потрясение моё было велико: автор полутора десятков известных в стране книг, олауреаченный многократно, Алексей Фёдорович, как мальчишка, радовался каждой удачной строчке, каждой свежей метафоре «семинаристов в погонах». Толкал в бок: «Нет, ты послушай, послушай, как пишет!». Восторгу сочинителей не было предела.
Проводятся ли сейчас в правоохранительных органах такие семинары – не знаю, не слыхал. Но смерть первого и единственного в Ярославле лауреата премии МВД СССР, постоянного автора журнала «Советская милиция», до конца дней своих гордо носящего на лацкане потёртого пиджака знак «Отличник милиции» подталкивает к тому, чтобы вернуться к теме.
К слову сказать, на рабочем столе писателя так и осталась лежать последняя по времени написания книга «Манящая топь» с посвящением легендарному ярославскому сыщику М.Н.Зайденшниру, с которым они бок о бок работали много лет над раскрытием самых запутанных преступлений, где писатель был не праздным наблюдателем, но помощником и дельным советчиком. Говорят, Марат Наумович обожал, когда рядом с ним во время поездок по области был «милейший человек, замечательный собеседник, вникающий во все тонкости дела».
За романы «Государственный преступник № 1» и «Жена в Париже» писатель А.Ф.Грачёв был награждён почётным знаком «Щит и меч» журнала «Советская милиция».
К слову сказать, Алексей Фёдорович – первый, о ком я услышал как о профессиональном писателе, мастере. Лет тридцать назад поэт Евгений Чеканов так и говорил: «Мало кто сравнится с ним по владению пером, чувство слова потрясающее, читаешь, как нектар пьёшь. К литературе относится с трепетом. Всё, что касается творчества, для него свято. Первый и единственный в Ярославле, кто заметил мою прозу».
То же самое и сегодня говорят писатели Ю.Оловянов, Е.Кузнецов, Н.Михайлова.
Кстати, Алексею Фёдоровичу принадлежат слова, которыми я, признаться, частенько пользуюсь: писатель не тот, кто пишет, а кого читают. Мало кто имеет право так сказать. Этот Писатель – имеет!
Свою трудовую деятельность А.Ф.Грачёв начал в послевоенные годы, окончив сельскохозяйственный институт. Не случайно одна из первых его повестей «Пласты», получившая признание критики и читателей, была посвящена труженикам села. После неё по рекомендации руководителя ярославской писательской организации И.А.Смирнова талантливый прозаик был направлен учиться на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького.
Но первой, увидевшей свет в Верхне-Волжском книжном издательстве в 1957 году, была книга с нехитрым названием «Рассказы». Затем сборник рассказов «Неузнанная любовь», в этом же году – повесть «Полгода поисков людских». Следом снова сборник рассказов - «Под созвездием счастья», с которого началась «милицейская эпопея», где широко известные «Уроки агенту розыска», «Выявить и задержать», «Кто вынес приговор» и другие.
Кроме писательства, то есть собственно творческой деятельности, Алексей Фёдорович работал зоотехником в Карелии, в управлениях сельского хозяйства Рыбинска и Ярославля, литсотрудником в комсомольской областной газете «Юность», литсотрудником книжного издательства, редактором ярославского областного Союза писателей.
- До последней минуты, уж почти слепой, рука не двигается, а он всё писал чего-то, - говорит вдова писателя. – Рукопись пока и не удалось издать.
Осмелюсь сказать, что А.Ф.Грачёв – счастливый человек. Он вовремя реализовался как писатель, стал известен и признан. Признан, поскольку был призван, мобилизован в великую армию писателей, верой и правдой служивших Родине. И напиши он хоть всего одну книжку, скажем, «Полгода поисков людских», всё равно остался бы в русской литературе, занял бы в ней своё законное место.
Книгам А.Ф.Грачёва, я уверен, уготована долгая счастливая жизнь. Говорю не для красного словца. Этот писатель будет нужен всегда, и чем дальше – тем больше. У русской литературы есть одно будущее – это её великое прошлое, если перефразировать классика прошлого века.
Страстный и порой непримиримый в спорах, Алексей Фёдорович был удивительно чистым человеком, до самой смерти сохранившим непосредственное, детское восприятие мира. До последних дней, - а умирал он тяжело - даже призрачная возможность продолжать творить продлевала ему жизнь. В нём органично уживались принципиальность с доброжелательностью, они-то и вызывали любовь и уважение к нему. Мне кажется, врагов в литературе и жизни у него не было. Хотя…
Да, он смог в чистоте сохранить свою душу, свой не агрессивный, но твёрдый голос. Его книги по сей день читаемы. Они и сегодня не залёживаются на библиотечных полках, с трепетом и обожанием к ним прикасаются молодые сотрудники и ветераны правоохранительных органов во время посещения музея в УМВД по Ярославской области. Душевная открытость писателя, его простота и пронзительность столь глубоки, что уже и не думаешь, чего в них больше – историчности, волнующей загадочности, тайны или языкового обаяния.
Думаю, среди тех, кто любит родное слово как высшую ценность нации, не найдётся человека, которого бы не завораживали своей поэтичностью строки повестей и рассказов мастера, большого русского писателя А.Ф.Грачёва, кого бы не взволновало Слово Писателя.