СИМОНОВ А.Н.
ВРЕМЯ ПИСАТЬ О ЛЮБВИ
Чтобы в зрелые годы взяться за перо и замахнуться сразу на роман, надо, на мой взгляд, иметь немалое мужество. Ну и дарование, конечно. Да и познания нужны, знакомство с опытом предшественников в сём деликатном деле.
С первых же страниц рукописи стало понятно: всё это у автора есть. Сомнения в нужности и художественной ценности произведения исчезли почти сразу, а вот интерес всё возрастал. И возникли некоторые мысли, которыми рискну поделиться.
Сейчас над художественным словом, литературой, духовностью стоит практическая суета. Тиражируется бездарность, псевдо- и даже антилитература. Воинствующий делитантизм прочно обосновался на книжных полках магазинов. Амбициозные неумехи, прилитературная шпана всегда чутко реагировала на «запросы рынка». Произошла резкая и циничная подмена художественных ценностей на хлам местного значения, измеряющийся погонными страницами. Напёрсточники от литературы одержали полную победу над «исписавшимися соцреалистами». Потрясённые своей гениальностью, нынешние «ничевоки» не слишком утруждают себя отделкой литературной формы, слога, работой над собой и словом. В общем, постперестроечный маразм породил духовную засуху в литературе. И, как и следовало ожидать, высохшее русло тут же заполнили крокодиловы слёзы припадочных критиков и моча мелких юмористов-смехачей. Неизвестно откуда появились «благодетельные особы», готовые «раскрутить» каждого, кто способен плясать под их, разрушителей, дудку. Окружив пиететом, тащат они на пьедестал «иллюзионистов пера» (Я.Смеляков), у которых то и дело случается непроизвольная словесная дефекация. Рукоделие детективствующих дам не знает границ. На телевидении всерьёз обсуждается вопрос о легализации мата. Словесный блуд, невнятица и нелепица, жеманное кокетство, глумливое ёрничество, хохмаческое паскудство, желание понравиться любой ценой, у нынешней «претендующей бездари» превалирует над всем остальным.
Одарённым авторам сейчас трудно бывает избежать воя и визга бульварной прессы, ритуальных плевков «демократической» критики. Но надо помнить, что жажда надругательства над высоким – это в большой степени личная месть за собственное пигмейство. Сейчас в России, как говорит Е.Евтушенко, возникла ситуация кризиса не только литературы, но и отношения к ней. Она, литература, можно сказать, стала зоной повышенной опасности. Не парадокс ли, говоря о сфере возвышенной и созидающей?
Глядя на современного производителя текстов, теряешься в догадках: что, среди современников нет никого, кто бы заслуживал серьёзного внимания? Есть! Один из них – перед вами.
С Альфредом Симоновым знаком немало лет. Правда, не до такой степени, чтобы знать его «душевные порывы», но всегда чувствовал в нём творческую, извините, начинку. Этот симпатичный улыбчивый товарищ всегда нёс в себе мощный художественный потенциал, что и ощущается на страницах его романа. Он свободно и раскованно вводит читателя в мир своих переживаний, сомнений и радостей, своих мыслей, в атмосферу своего – нашего! – времени. Как и в жизни, здесь он прост и доступен, интеллигентен и самоироничен, подтянут и собран.
С доброй профессиональной завистью вижу, что пишет Альфред Николаевич сжато и выразительно, тонко, со вкусом и знанием дела. Слово его всегда точное и на месте, строка упругая и многоцветная. Он умеет выстроить фразу и держать интонацию. И это, на мой взгляд, пример взыскательного труда состоявшегося литератора.
У него нет никакого подтекста, зато есть сам текст. Роман можно открыть на любой странице и читать, наслаждаясь свежестью и красотой языка, новизной и неожиданностью жизненных ситуаций, поведением героев. Импонирует его стремление оставаться самим собой, не сбиваться на чужой тон, полное неприятие штампов, затёртых выражений. Его мысль не замутнена декоративной метафорикой, всегда несёт убедительную завершённость. Бесхитростно, честно и искренне повествует он о своих отношениях с женщиной, с друзьями, с начальниками, не прячет свои «грешные» мысли, но и высокого в себе не стесняется.
Не лишним будет сказать, что его текст отличается удивительной мягкостью, родственным отношением к предмету изображения. Что ж, это особое свойство его зрения и слуха, это – музыка его души. Похоже, автору хорошо работается, - сами собой приходят нужные слова, мысль обретает глубину, а образы – ёмкость и органичность.
Сильная проза! Пора, пора поправлять нравственное зрение, расфокусированное пятнадцатилетним шабашем всякого рода иронистов-пародистов, «сексопаталогов» и прочих дуремаров.
Что скрывать, книги подобного содержания – «на основании обширного фактического материала», - написанные членами организации, где бывших сотрудников не бывает, неравноценны по своему содержательному уровню. Смею заявить, что роман Альфреда Симонова – произведение серьёзное, высокохудожественное и отнюдь не «для служебного пользования». Более того, и это выгодно выделяет его из массы «детективов», он не содержит никакой криминальной окраски. Автор удержался от стрелялок и пугалок, но с подкупающей искренностью поделился мыслями своего героя: «Ему, настоящему профессионалу, было больно видеть, как на протяжении последних десятилетий разрушался тщательно и умело собранный механизм защиты государства, как честных и умных людей, элиту страны, выращенную одним из умнейших людей ушедшей эпохи – Андроповым, заменяют на хороших, но пока ещё беспомощных ребят, в подготовке которых было нарушено, пожалуй, самое главное звено – преемственность. И именно в этом главная причина того, что маленькая дочка боится реальных террористов, а не сказочного серого волка…»
Ну как тут не вспомнить А.П.Чехова: «Талант – это смелость, свободная голова, широкий замах»!
Смелость художника Альфред Симонов счастливо соединил с чистотой художественного слова, перед чем меркнут и рассыпаются в пыль любые надуманные красивости. Не лишне заметить, что автор великолепно сумел донести до нас эмоционально богатый, философски глубокий, психологически тонкий мир своего героя. Его полковник Зотов – живой, со всеми недостатками и достоинствами человек. И нет нужды наделять его ни сверхестественной силой, ни божественной красотой, от чего он больше потеряет, чем приобретёт. И вообще, со вкусом и чувством меры у Альфреда Николаевича, походе, полный порядок.
Эта книга – не для беглого прочтения. Она – документ, продукт и свидетельство эпохи, части отечественной истории, жизни поколения, которое строило, защищало, стало свидетелем разрушения своей страны, но не утратившего светлых надежд.
И уже за одно это она заслуживает внимания и читательской благодарности.
Евгений ГУСЕВ