Архивный сайт Ярославского  областного  отделения  «Союз  писателей  России» 2012-2016

КОНОПЛИН А.В.

СУДЬБА И ПАМЯТЬ

                                            СУДЬБА  И  ПАМЯТЬ

                                                                               

      К жизни и творчеству писателя А.В.Коноплина, на мой взгляд, эпиграфа более точного, чем из Давида Самойлова, и не подберёшь:

 

                                  …Как это было! Как совпало –

                                  Война, беда, мечта и юность!

                                  И это всё в меня запало

                                  И лишь потом во мне очнулось!..

Это поэт-фронтовик сказал едва ли не обо всём своём поколении. И, конечно, об Александре Викторовиче, которому 26 августа 2016 года исполнилось бы 90 лет.

      Дело в том, что Саша Коноплин семнадцатилетним юношей надел солдатскую шинель и прошагал в ней сквозь огонь Великой Отечественной до Эльбы, сполна хлебнув фронтового лиха. Но окончание войны «совпало» с бедой куда более страшной для молодого человека, чем фронтовые лишения: по ложному доносу – ГУЛАГ. И всё без перерыва, одно за другим. Но Александр Викторович, пройдя сквозь это пекло, не сломался, не ожесточился, а всё случившееся с ним позже использовал в своих книгах, издававшихся в Москве, Ярославле, Рыбинске.

 Забегая вперёд, скажу, что не раз слышал от мастера: «Мне посчастливилось быть на войне, посчастливилось пройти ГУЛАГ. Без этих «университетов» я не стал бы писателем». Жутковато слушать, но надо знать этого человека – сильного, мужественного, честного, полного самоиронии, всецело посвятившего свою жизнь писательству. Прав, наверное, в этом смысле А.Блок: «Чем хуже жизнь, тем лучше творчество».

Признаюсь, поначалу ждал от писателя «разоблачительно-изобличительных» слов и публикаций в отношении «кровавого сталинского режима», «преступного советского прошлого», «повальных арестов», «массовых репрессий» и прочих прелестей, которыми и сегодня потчуют народ, козыряют, оправдывая свои поступки, псевдодемократы. Ничуть не бывало! Не мог человек и художник такого масштаба опуститься до подобного. Другие у него цели и задачи в жизни. Другой уровень культуры, воспитания, мышления, жизненного опыта, понимания истории и своего места в ней. Другой уровень патриотизма. 

      Берусь утверждать, что каждая встреча с Александром Викторовичем – особая удача не только для читателя, но и для писателя. Великолепный рассказчик, умеющий найти контакт с любой аудиторией, он легко и образно, с неподражаемым юмором говорит о таких страшных жизненных ситуациях, что охватывает ужас. Правда, здесь же предлагает эпизоды, от которых невозможно удержаться от смеха.

      Автор полутора десятков книг писатель А.В.Коноплин всегда, как его помню,  находился в прекрасной творческой форме. Широко известные его крупномасштабные полотна - книги «Апостолы свободы», «Время дождей», «Шесть зим и одно лето», «Бессмертные», «Поединок над Пухотью», «Сердце солдата», «Ну, русичи!». Это торжество русского  художественного слова, тонкого вкуса, литературного мастерства. Везде писатель верен своей теме, предлагая читателям фронтовую и лагерную прозу. Повесть «Клара» - об одном их трёх неудавшихся побегов автора с лесоповала, где его преследует Клара – свирепая овчарка, натасканная на отлов беглецов. И если добавить, что книга проиллюстрирована самим автором – не просто хорошим рисовальщиком, а профессиональным художником, - картина получается впечатляющей.

      Не удивительно, что писатели такого масштаба, как Александр Коноплин, и поныне пользуются пристальным вниманием разного рода специалистов: литературоведов, критиков, историков, библиотекарей и других. По его произведениям школьники пишут сочинения, защищаются учёные степени, ставятся спектакли и создаются кинофильмы. Отбою не было, насколько я знаю, от приглашений на творческие вечера, встречи с читателями, любителями высокохудожественной прозы, настоящей литературы.

      Мне известно, как работал Александр Викторович. Его отношение к писательству всегда было ответственно, бескорыстно и глубоко серьёзно. И намёка не было на стремление к сиюминутному успеху, желанию понравиться, поиграть на слабовкусии иного читателя. Требовательность к себе, к творчеству – высочайшая. Всем своим существом служил он авторитету искусства.  

      Крепко держала цепкая писательская память не только годы военного лихолетья, но и тысячи дней и ночей «за колючкой». Говорил задумчиво:

      - Сюжетов – хоть отбавляй. О многом уже сказал, но вспоминается всё новое, новое. Хотелось бы рассказать о сокамерниках. Интереснейшие были люди – учёные, музыканты, художники, военные… Кстати, генерал Виктор Владимирович Крюков, муж Лидии  Руслановой, часто говорил мне: «Смотри в оба, Сашка, всё запоминай, накручивай на извилины. Расскажешь когда-нибудь». Так и вышло. В общем, и писать, и рисовать меня учили хорошие наставники…

      Не переставал удивлять и радовать своей творческой активностью писатель-фронтовик. Незадолго до смерти писателя ярославское издательство «Аверс Плюс» выпустило в свет его новый роман «Плацдарм». Это подарок не только автору, но всему читающему,  думающему, памятливому народу. И не вина автора,  что тираж книги неоправданно мал: сто экземпляров. Что и говорить – приметы времени: все приоритеты - пока! - макулатуре местного значения, а не Литературе.

      Писательский, творческий «плацдарм» Александра Викторовича с годами не сужался, не становился меньше. Наоборот, его мысли всегда были заняты очередным сюжетом. И это, как правило, воплощалось в новую интересную и нужную книгу.  

      - Мы, писатели, ответственны за состояние души народа. То, что творится сейчас в культуре, не может не вызывать протеста. Но полного распада духовности не произойдёт, слишком глубоки и прочны корни русской культуры, - говорил писатель.

      Остаётся добавить, что автору полюбившихся народу повестей и романов, написанных только в нынешнем тысячелетии, –  «У лукоморья дуб зелёный», «Сорок утренников – сорок мучеников», «Журавли», «Шоссе», «Родники» - повезло: при помощи неравнодушных и совестливых людей в 2011 году вышла в свет очередная книга писателя - «Млечный путь», включающая в себя повести о фронтовых событиях, непосредственным участником которых был Александр Викторович. Помню, как меня обрадовала и удивила просьбе учителя написать предисловие к этой книге, что я с громадным удовольствием и сделал.

Озарённые большим талантом, все выше названные произведения вновь затронули самые потаённые глубины читательских душ, подарили радость общения с подлинно художественной литературой. О гонораре за книгу, правда, и речи быть не могло, да и тираж опять же… Но писатель Коноплин не опустил рук. Наоборот, с большим настроением садился за письменный стол. И, с присущей ему самоиронией оценивая ситуацию, повторял гоголевский афоризм: «Вот вышла в свет книжечка. Живёт же где-то и читатель ея!»

      В повести «Сердце солдата», которая входит в роман «Бессмертные», есть такие слова: «Нужна ещё людям нестареющая солдатская память…». Что тут скажешь? Конечно, нужна, очень нужна, а сейчас в особенности!

      Ни на день, ни на час не позволял себе писатель Коноплин отложить перо. Встречая 2010-й год в госпитале инвалидов войны, (какой-то подонок, выйдя из своей шикарной иномарки, толкнул человека с тростью, в результате чего тот сломал ногу) закончил повесть и написал великолепный рассказ с названием «72 часа».

      С некоторых пор на всех литературных мероприятиях не устаю рекомендовать к прочтению книги А.В.Коноплина – душеполезное дело. Начинающим литераторам это необходимо для развития писательского мастерства, художественного вкуса, чувства слова, умения выстраивать сюжет и фразу. Да мало ли чему следует поучиться у большого писателя тем, кто ощутил в себе потребность через перо и бумагу делиться своими мыслями и переживаниями с окружающим миром! Ну, а тем, кто не обнаружил в себе писательского дара, но склонен к неторопливому и вдумчивому чтению, книги Александра Викторовича доставят истинное эстетическое наслаждение в силу их необычайной содержательности, нравственной наполненности, художественности в самом высоком смысле и поразительной современности, если даже и говорится в них о событиях семидесятилетней и более давности. Впрочем, книги настоящих писателей не устаревают, они вне времени. Вернее, над временем. Ясность, чёткость, чистота и образность языка, энергетическая плотность произведения в целом, бережное отношение к временным событиям, яркость в изображении характеров героев – по душе любому читателю.

17 января 2011 года талантливого русского писателя А.В.Коноплина не стало. Но остались его произведения, его друзья, его ученики, его благодарные читатели, которые берегут память об этом удивительно добросердечном и порядочном человеке. 

                                                                                                              Евгений ГУСЕВ