БОЛЬШОЕ ДЕЛО В БОЛЬШОМ СЕЛЕ
Слова, вынесенные в заголовок, я отношу, прежде всего, к Прозоровой Е.В., инициатору большого, важного, нужного и своевременного дела - создания этого сборника. Сборника необычного по многим аспектам. Под одной обложкой здесь свободно и органично уживаются как известные поэты, так и впервые взявшиеся за перо. Это, конечно, большая ответственность, которая лежит исключительно на всё тех же инициаторах. Но и на авторах, чьи произведения вошли в книгу, тоже.
Необычность альманаха – а мы вправе называть его именно так! – ещё и в том, что «сборник большесельских поэтов» включает в себя не только литераторов родины незабвенной Прасковьи Жемчуговой, но сочинителей едва ли не со всей области.
Оговорюсь сразу, поначалу с опаской отнёсся к предложению директора большесельской Центральной библиотеки «быть соучастником проекта», попросил время поразмышлять. Но, получив от Елены Владимировны рукопись альманаха, устыдился своих сомнений, - открыл для себя россыпь драгоценных самородков, лежащих в траве-мураве деревень, посёлков и городов нашей области.
И пусть читателя не смущает возраст и другие «личные качества» авторов, о чём можно узнать из коротеньких аннотаций-представлений, - главное, на мой взгляд, то, что в этой книге помещены тексты, продиктованные движением души неравнодушных людей. Стихи порой безыскусные, лишённые мастерства, но они заслуживают того, чтобы их читали. Но есть просто замечательные.
Впрочем, всё по порядку.
Думаю, правильно сделали составители сборника, что доверили открыть его К.А. Исаевой. У неё есть такие строки в стихотворении «Мой ангел»:
Я окна широко открою
И в дом пущу добро и свет.
Мой ангел, будь всегда со мною
И охраняй меня от бед.
Эту строфу Капитолины Александровны вполне можно считать своеобразным лейтмотивом всего сборника, поскольку главное, что объединяет наших авторов в созданных ими произведениях – добро, свет, любовь, жизнь. И о каком возрасте может идти речь, если пишется такое: Ах, достану и надену платье новое, / И навстречу побегу к тебе, бедовая!
О Людмиле Смирновой говорил и писал не раз. Думал, что знаю всё. А прочитал её новые стихи и понял, что о поэте всего никогда не узнаешь. Как тут не поверить в пастернаковское: «Талант - единственная новость, / Которая всегда нова»!
А как можно усомниться в искренности чувств автора, когда читаешь:
На поляне в светлых сарафанах
Берёзки-сёстры водят хоровод,
Лопочут нежно о девичьих планах,
Ещё не зная всех земных забот.
Казалось бы, о берёзах, клёнах да осинах написано столько, что ничего нового сказать уже невозможно. Оказывается, возможно, да ещё как: «лопочут»! Или вот: Целует душу каждая былинка / И помогает сочинять строку. Сочинять, конечно, стихи, но придираться не будем, поскольку всё – поэзия. Спасибо, Людмила Андреевна!
Об А.П.Твороговой в представлении говорится так: «Стихи начала сочинять, выйдя на пенсию». Не будь этой оговорки, подумал бы: стихи писала девчонка, - сколь они молоды и задорны. Чего стоят только эти слова: Букетик спелой земляники / Как символ маминой любви! Но у неё есть и такие философско-размышлительные строки: Словом жалим, словом раним, / Словом рубим, словом бьём. В общем, разная она, Алиса Павловна. Чем и интересна.
Впервые с творчеством Натальи Макаровой познакомился на фестивале авторской песни «Созвучие», где она исполняла свои песни. Вернее сказать, музыкально-поэтические произведения. Дело в том, что Наталья Дмитриевна, в отличие от многих нынешних бардов, основой своих созданий считает слово, стихи, поэзию. Это не только правильно, но это единственный путь к созданию того, что может называться художественным произведением. Поэтому стихи у неё не длинные, «ровно с песню», как сказал классик. Да и как тут не запоёшь, прочитав:
Проталинка, проталинка
Темнеет на снегу!
На босу ногу в валенках
К проталинке бегу.
Впрочем, у Наташи Макаровой таких шедевриков немало. И на этом лирическом фоне удивило и сперва озадачило стихотворение «Вдовий альбом». Но и здесь автор сохранил свою напевную манеру, свой неповторимый стиль, свой непохожий ни на какой другой голос.
У Александра Шишкина сразу берут за душу и запоминаются строки из стихотворения «Свадьба»: Брызги шампанского, русские песни, / Рвётся на части уставший баян. Кто видел, кто помнит, как проходили раньше свадьбы, тот скажет: всё именно так. Интересный, уверенный, смелый литератор. «Цыганка», «Взаимный страх» - явные тематические находки. Да и с метафорой всё в порядке – храма древнего гордая тень. Но лучшее в его стихотворной подборке – «Жёлтый школьный автобус…», где он, автор, на мой взгляд, раскрывается наиболее полно как поэт.
Откровенно говоря, я против того, чтобы в стихотворных сборниках печатать песенные тексты с разбивкой на куплеты и припевы. С И.А.Степановым – случай особый. Не только можно, но и нужно оставить то, что он предлагает. Дело в том, что Игорь Александрович сочиняет музыку на основе стихов. То есть, если убрать слово «припев», то остаётся поэтический текст, что нам и требуется.
В деревне Панфилово живут две женщины, беззаветно любящие свою малую родину, о чём и пишут с душевным трепетом – Людмила Цветкова и Екатерина Шевченко. Под стать им Александр Горшков из Тихменёва и Эльвира Кораблёва из Песочного. Интересные строки можно найти у Геннадия Кузьмина, Валентины Мокиной, Александры Сироткиной.
Особняком стоит семья поэтов и музыкантов Шкабаря Бориса и Аиды из деревни Горбово, что под Угличем. Аида Витальевна пишет басни, а Борис Дмитриевич стихи и песни. И получается это у них, на мой взгляд, замечательно. Вот результат «семейного подряда»:
Шелест трав вместе с песнею звонкой –
Всё слилось воедино со мной.
И на встречу с родимой сторонкой
С непокрытой иду головой.
А как ещё и подходить к храму, коим является «родимая сторонка», как «с непокрытой головой»! Спасибо, добрые и талантливые люди!
О творчестве профессионального поэта, члена Союза писателей России Тамары Пироговой известно всем, разбирать её стихи считаю делом неуместным. Это большой русский поэт, которого читать – душеполезное дело. То же самое можно сказать и о членах ярославского литературного объединения «Волжане» Евгении Клинском, Василии Агафонове, Анне Голубевой и Александре Богачуке. Но о последних двоих - чуть подробнее. Дело в том, что с некоторых пор хожу и твержу про себя строки Сашиных стихов, такие, например:
К Богу путь прям.
Посетил храм.
Лепота там,
А душа в хлам.
Модернизм, погоня за оригинальностью? Ничего подобного, – талантливо, необычно, ярко! Её величество Поэзия! Александр Никодимович всё чаще заявляет о себе как о состоявшемся поэте. Предать забвенью / Не дай нам, Боже! – заканчивает он своё стихотворение «И.З.Сурикову». И звучит это не назидательно, не пафосно, а просто и ясно. И ему веришь. А вот у Саши о стихах, то есть о творчестве:
Стихи – наслажденье и плеть,
Безумства божественный глас…
Всё выплеснуть и умереть.
Оставить две строчки. Для вас.
Уверен, что автору памятны слова великой землячки К.К.Павловой, воскликнувшей два века назад: Одно, чего и святотатство / Коснуться в храме не могло, / Моя напасть, моё богатство, / Моё свято ремесло. Но разве скажешь, что это перепев или подражание! Нет, это всё – своё, родное, выношенное.
Не перестаю удивляться творческому возвышению Анны Голубевой. Неловко так говорить об уважаемом человеке, известном учёном, но позволю себе – растёт на глазах. Ещё полгода назад не сказал бы этого. Но судите сами.
Я как будто спешу навстречу
Своей юности, жаркой любви…
Чтоб в сиреневый тёплый вечер
Повстречаться с тобой… Позови!
Так может говорить только поэт. Интересное во всех отношениях стихотворение «Бессмертный полк». Но лучшее в этой подборке, мне кажется, - «Я по жизни иду, как по минному полю…».
Идите смело, Анна Ивановна, - у поэта другого пути не было, нет и не будет.
Счастливого прочтения.
Евгений ГУСЕВ,
член Союза писателей России